Китай снизил поставки оборудования в Россию впервые с конца 2022 года
Китай в марте 2024 года сократил прямые поставки в Россию машин, оборудования (включая электротехническое), механизмов, их частей и принадлежностей (группы 84 и 85 ТН ВЭД — совокупно, в стоимостном выражении), показала опубликованная 20 апреля статистика Главного таможенного управления КНР (РБК ее изучил). Китайский экспорт таких товаров в Россию снизился на 15% (до $2,9 млрд) по отношению к марту 2023-го. В последний раз до этого снижение по данной категории продукции фиксировалось в декабре 2022 года — на 11% к декабрю 2021 года.
Ранее сообщалось, что общий экспорт товаров из КНР в Россию в марте сократился (год к году) впервые с середины 2022-го: агентство Bloomberg связало это с растущими санкционными угрозами со стороны США, которые ранее обещали вводить вторичные санкции против зарубежных банков и иных финансовых учреждений, причастных к сделкам, связанным с поставками для российского ОПК.
Несмотря на глобальные рыночные колебания и санкционное давление недружественных стран, экономическое сотрудничество с Китаем демонстрирует положительные результаты: в 2023 году двусторонняя торговля товарами выросла на 23% и достигла исторического максимума $227,8 млрд, а в январе—феврале 2024 года взаимный товарооборот увеличился на 14,1% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года и превысил $36,1 млрд, заявил 22 апреля замминистра экономического развития Дмитрий Вольвач на заседании Совета глав субъектов Российской Федерации.
«Тренд на взаимодействие с дружественными странами, и Китаем в частности, продолжается. Делать какие-либо выводы на основании сравнения месячных показателей внешней торговли с отдельным торговым партнером преждевременно», — считают в пресс-службе Минэкономразвития.
Эффект вторичных санкций
Данные таможни КНР свидетельствуют о снижении экспорта китайских товаров в Россию в марте (минус 14,2% относительно уровня прошлого года), хотя еще в феврале наблюдался умеренный рост (+9,6% к февралю 2023-го), приводит статистику старший научный сотрудник РАНХиГС Александр Фиранчук (российская таможенная статистика сейчас закрыта на уровне конкретных стран-партнеров). Частично это объясняется общим снижением экспорта Китая на 7,6% во все страны (к марту 2023 года), однако детализированные данные подтверждают влияние угроз вторичных санкций — сжатие поставок более выражено в товарных позициях, которые чувствительны с точки зрения санкций, утверждает Фиранчук.
Кроме того, экспорт китайских наземных транспортных средств в Россию (легковые автомобили, грузовики, тракторы, их части и принадлежности — группа 87) в марте 2024 года снизился почти на 20% по сравнению с мартом 2023-го (до $1,4 млрд). Правда, здесь снижение началось еще в феврале (на 6% к февралю 2023-го), свидетельствует таможенная статистика КНР. За весь 2023 год экспорт наземных транспортных средств из Китая в Россию в стоимостном выражении вырос в 3,6 раза к 2022 году. С конца 2023 года автодилеры сообщали о затоваривании складов китайскими автомобилями.