Экспортеры сравнили Китай, Казахстан и Турцию по приоритетности для себя
Более половины (54%) российских экспортеров несырьевых неэнергетических товаров назвали выход на новые рынки основным направлением работы. Это следует из опроса экспортеров, проведенного компанией «Яков и партнеры» (бывшая McKinsey в России) для форума «Сделано в России» (РБК ознакомился с материалом).
На втором месте по популярности — развитие продуктовой линейки (28% респондентов), на третьем — наращивание объемов производства (такими планами поделились 20% компаний).
Интерес экспортеров к новым рынкам распределяется неравномерно. В первую очередь они планируют развивать работу в странах Содружества независимых государств (СНГ) и на Ближнем Востоке. В то же время многие регионы, обладающие гораздо более существенным экспортным потенциалом, пока не получают «должного внимания» от отечественных компаний, указывают авторы исследования.
Топ направлений для экспорта
«Яков и партнеры» опросили 220 экспортеров несырьевой продукции в сентябре 2023 года. Наибольшим потенциалом, по их мнению, на сегодняшний день обладает Казахстан. Перспективным для развития бизнеса его считают более половины респондентов (51%).
Затем идут страны Ближнего Востока — в них видят возможности для расширения поставок 48% экспортеров, а также Белоруссия — приоритетной для дальнейшего роста ее считают 43% опрошенных. На прочие страны СНГ приходится совокупно 40% ответов.
Страны ближнего зарубежья характеризуются традиционно высокой долей России в структуре импорта и потому обладают низким потенциалом для наращивания экспорта, скептичны авторы исследования. По их оценкам, общий несырьевой импорт этого региона составляет около $154 млрд в год.